Информационно-образовательная среда. ИКТ-компетентность

Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО

Ээльмаа Юрий Владимирович, к.п.н., методист Санкт-Петербургского Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий

Современные государства все в большей мере опираются на информацию и знания. Это требует: растить профессионалов, которые умеют использовать ИКТ для работы с информацией, способны к рефлексии, решению проблем и производству новых знаний; помогать каждому стать более знающим и находчивым, эффективно управлять своей жизненной траекторией, наслаждаться полноценной и насыщенной жизнью; побуждать всех граждан полноценно участвовать в жизни общества, влиять на решения, которые могут воздействовать на их жизнь; поощрять межкультурное взаимопонимание и способствовать мирному разрешению конфликтов

Перечисленные задачи продиктованы целями социально-экономического развития и составляют основу работы образовательных систем в современном мире. Достижение этих целей невозможно без соответствующей подготовки учителей. Рекомендации ЮНЕСКО подчеркивают, что современному учителю недостаточно быть технологически грамотным и уметь формировать соответствующие технологические умения и навыки у своих учеников. Современный учитель должен быть способен помочь учащимся использовать ИКТ для того, чтобы успешно сотрудничать, решать возникающие задачи, осваивать навыки учения и, в итоге, стать полноценными гражданами и работниками.

Информатизация образования ведет к изменению роли учителя, к появлению новых методов и организационных форм подготовки и повышения квалификации педагогов. Успешное использование ИКТ в учебном процессе зависит от способности педагогов по-новому организовать учебную среду, объединять новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников. Это требует от учителя ряда новых умений по управлению работой класса. Умения, которыми должен обладать такой учитель в будущем, должны включать в себя способность разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, развития ИКТ-грамотности учащихся, освоения ими знаний и способности производить новые знания. Профессиональное развитие учителей становится ключевым элементом совершенствования образовательной системы.

Полная версия документа 

Комментарии